Как применить дерево в интерьере. Идеи дизайнеров мира.

1. Дом в Нормандии
Архитектор Жан-Батист Бараш
Гостиную этого дома в Нормандии спроектировал архитектор Жан-Батист Бараш. Стены и потолок огромной комнаты объемом 600 м³ он обшил листами фанеры из кедра, а пол покрыл белым лаком, чтобы избежать сходства с традиционным шале. За стенкой из белого поликарбоната находится библиотека, куда можно подняться по лестнице в глубине гостиной, – стенка скрывает саму библиотеку, однако пропускает в нее дневной свет.
2. Квартира в Париже
Дизайнер Франсуа Катру
Стены столовой в этой парижской квартире дизайнер Франсуа Катру обшил деревянными панелями буазери. “Дерево дает ощущение тепла и уюта, а если оно еще и потертое, то даже у нового дома сразу возникает история, – говорит архитектор Игорь Пищукевич. – Антикварные буазери лучше везти из Европы, но эффекта старины можно добиться и на новых панелях, например, декапировать их поверхность – из верхнего слоя деревяшки выбрать мягкие волокна, тогда оставшиеся жесткие волокна образуют рельеф”. Чтобы интерьер был похож на французское шато, нужно использовать буазери с классическими деталями – фризами, карнизами, пилястрами. А если вы хотите добиться сходства с итальянским палаццо, пол лучше выложить не паркетом, а травертином – как здесь.
3. Квартира в Париже
Архитектор Кристиан Багьяс
Эту гостиную в парижской квартире оформил архитектор Кристиан Багьяс. “Такие буазери выглядят незатейливо, но они хорошо сочетаются со сложной, явно старинной конструкцией окон и нестандартным рисунком паркета, – говорит Пищукевич. – Здесь по периметру идет версальский паркет, а в центре лежит доска. Обычно делают наоборот”. “Хороший ход – вписать камин и плазменный экран в буазери, – добавляют архитекторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. – В идеале “работать” должны все панели, за каждой из них должны скрываться шкаф или ниша”.
4. Квартира в Париже
Архитектор Фабьен Кювер
Прихожую с лестницей в этой парижской квартире архитектор Фабьен Кювер отделил от гостиной высокой перегородкой, обшитой деревянными панелями. “Этот холл решен архитектурно: буазери работают здесь как ширма, которая отделяет жилые комнаты от входной зоны, – говорит Пищукевич. – Пространство подчеркнуто рациональное: четкие прямоугольники панелей, выверенный концентрический рисунок паркета, деревянные ступени лаконичной формы. Простота дизайна обманчива, вестибюль напоминает интерьеры позднего ар-деко с минимумом деталей на практически голых стенах и архитектуру рационализма конца 1940-х. Такой вариант подойдет для понимающих людей, способных разглядеть стилистические “цитаты”.
5. Комната в Château de Baccarat
Стилист Мари-Поль Пелль
Над комнатой в Château de Baccarat работала стилист Мари-Поль Пелль. “Все вещи собраны будто случайно, но в этом прелесть интерьера, – считает Пищукевич. – Тут важен ансамбль, по цвету и текстуре все деревянные элементы подходят друг к другу – и дубовая дверь, и паркет “в елочку”, и мебель”.
6. Дом в Гштааде
Архитекторы Стефан Жагги и Тьерри Лемер
Столовую дома в швейцарском Гштааде архитекторы Стефан Жагги и Тьерри Лемер оформили в стиле охотничьего домика. По мнению Савинкина и Кузьмина, “здесь последовательно выдержан единый декоративный прием. В бревенчатом доме со старыми дощатыми стенами и полами поставили стол из похожих досок. Этот стол с технологичным никелированным торцом показывает, что у комнаты в старом шале теперь новая функция – это современная столовая. У швейцарцев высочайшая культура работы с деревом, подбор древесины по цвету и текстуре в этом интерьере можно смело брать за образец”. Из мебели в стилистику шале отлично вписываются стулья с кожаной обивкой и кресла из оленьих рогов.
7. Дом в Маастрихте
Архитекторы Этторе Соттсасс и Йоханна Гравундер
Дом в Маастрихте спроектировали архитекторы Этторе Соттсасс и Йоханна Гравундер. “Такая лестница из грушевого дерева – по сути скульптура, у нее красивые пропорции, продуманно “сбитый” ритм ступеней, поддержка, которая выполняет несущую функцию, – рассказывают Савинкин и Кузьмин. – Паркет “в елочку” – признак давно обжитого дома. Положите такой в новом доме, и будет казаться, что он старый, а современную мебель недавно привезли”.
8. Дом в Нормандии
Архитектор Жан-Батист Бараш
Столовую-гостиную нормандского дома архитектор Жан-Батист Бараш обшил листами фанеры. “Решение незамысловатое, но цельное – этакий современный шейкерский интерьер”, – считают Савинкин и Кузьмин.
9. Дом в Лондоне
Дизайнер Луиза Макдоннелл
В лондонском доме, который спроектировала дизайнер Луиза Макдоннелл, перегородка из американского ореха разделяет спальню и ванную комнату.
10. Квартира в Милане
Дизайнер Джакомо Сантуччи
Винтовую лестницу в холле миланской квартиры придумал дизайнер Джакомо Сантуччи. “Это маскировочный прием: бетонную лестницу облицевали деревянным шпоном, так как бетон выглядит “холодным”, – объясняет Игорь Пищукевич.
11. Дом в Перги
Декоратор Эммануэль Ренуар
Потолок ванной дома в Перги декоратор Эммануэль Ренуар заполнил деревянными кубиками. “Выкладывать потолки псевдоконструктивными деталями было модно в 1970-х, вспомните Шереметьево-2, только там трубы, а здесь брусочки, – говорят Савинкин и Кузьмин. – Не очень уютно, зато оригинальнее, чем галогеновые лампочки на гипсокартоне”.
12. Дом в Бекингемшире
Архитектор Саймон Кондер
Этот холл – работа архитектора Саймона Кондера в доме в Бекингемшире. “Мы видим постмодернистское решение, состоящее из цитат: конструктивистская деревянная лестница, классический консольный столик, – считает Пищукевич. – Главное в таких “сборниках” – высокое качество каждой вещи, например, мебель нужно выбирать либо антикварную, либо дизайнерскую классику XX века”.
13. Дом в Брюгге
Декоратор Питер Айвенс
В гостиной дома в Брюгге, оформленной Питером Айвенсом, перегородку между каминной зоной и зоной отдыха сложили из досок. “Повторить этот прием несложно, все доски тут разнокалиберные, с разной фактурой, – говорит Пищукевич. – Но такой конструкции необходимо большое светлое пространство”. “Обычно для разделения зон ставят глухую стенку и вешают на нее современную картину – какого-нибудь “полосатого” Мондриана или Дональда Джадда, – комментируют Савинкин и Кузьмин. – Здесь пошли другим путем: сложили перегородку, которая служит и стеной, и картиной. Доски разного цвета, размера и по-разному обработаны, поэтому они создают ощущение “живой” структуры. Для дерева это очень важно – в этом его главная прелесть”.
14. Дом на Николиной Горе
В ванной комнате дома Андрона Кончаловского и Юлии Высоцкой на Николиной Горе дерево используется и как строительный, и как отделочный материал. “Это не сруб в стиле “рашн-деревяшн”, а интеллигентный европейский дом: тон здесь задают классическая ванна “на лапках”, бронзовая фурнитура, каменный пол и мозаика из плитки на стене, – считает Игорь Пищукевич. – Деревянный загородный дом – это традиция, но избегайте стереотипов: например, складывать дом из бревен только ради того, чтобы он “дышал”, нет никакого смысла. Сделанные по современным технологиям бетон и кирпич тоже “дышат”.
Архитекторы Владимир Кузьмин и Влад Савинкин
Эту гостиную в подмосковном доме спроектировали Владимир Кузьмин и Влад Савинкин. “Здесь два старых сруба стоят один на другом, поэтому видна разница в толщине бревен и их обработке, – рассказывают архитекторы. – Получилось сложное пространство с пересекающимися поверхностями. Оно настолько самодостаточно, что мебель мы выбрали самую лапидарную. Ничего общего с деревенской избой – в избах много перегородочек, закуточков, шкафчиков. Здесь же срубы намеренно “вычищены”, чтобы осталось ощущение дерева, а не деревни”.
“Эта лестница – пример рукодельного подхода к дереву, вроде талашкинской резьбы, – считает Пищукевич. – Такие приемы любят художники”. “Традиция работы с деревом в России прервалась на семьдесят лет, поэтому нарисовать такую лестницу легко, а делать ее придется где-нибудь в Скандинавии, – говорят Кузьмин и Савинкин. – Дело даже не в форме. Чтобы создать такую “кружевную” ленту из отдельных балясин, нужно высокое качество исполнения – проработки стыков, крепежей и соединения поверхностей. Но затея того стоит”.
17. Квартира в Лондоне
Декоратор Уильям Йовард
В спальне лондонской квартиры декоратора Уильяма Йоварда стена целиком покрыта деревянными панелями. “Сплошная обшивка гладкими панелями – фасадный прием, который здесь использовали в интерьере, – говорят Савинкин и Кузьмин. – Никаких филенок и профилей, нам показывают дерево как красивый и самодостаточный материал. Хороший ход – поставить светлую кровать на фоне темных буазери: ее силуэт читается очень четко. Здесь панели выполнены из каштана, но для похожего эффекта можно использовать любое дерево с ярким рисунком – например, зебрано”. По словам Пищукевича, “деревянная стенка играет здесь роль большой ширмы или огромного изголовья кровати, она создает чувство защищенности, а в спальне это особенно важно”.